Суббота, 20.04.2024, 09:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Фестиваль Берещенье

Блог

Главная » 2018 » Февраль » 13 » Русская песня: застольная и плясовая
17:08
Русская песня: застольная и плясовая

Весной этого года, когда вся страна лихорадочно придумывала, о чем бы спросить президента, одна моя приятельница написала на горячую линию о наболевшем: «почему на российском ТВ так мало русской народной песни?!»

Мои хорошие подруги и творческие коллеги из ансамбля "Девчата" (Карелия)

Сейчас, спустя полгода после той «прямой линии», она утверждает, что телевидение, наконец, повернулось к народному искусству лицом - ну или во всяком случае, в полу-анфас.
Как человеку, редко смотрящему телевизор, мне трудно судить так оно или нет. Но навскидку могу сказать только одно. Если Надежда Бабкина больше рассуждает о модах, чем поёт, если поистине народная «Играй, гармонь», задвинута в резервацию ранневоскресного эфира, когда дееспособное население только продирает глаза, если на популярном шоу «Голос» чаще поют по-английски, чем по-русски, о какой поддержке народного искусства «ящиком» можно говорить? 

А в это время в народе…
В народ я вышел совсем недавно и особо ещё не присмотрелся. Но и тут уже сделал первые выводы. Как мне кажется, народное музыкальное искусство всегда существовало в быту в формате как минимум двух ипостасей – плясовых и застольных музык.
Насчет плясовых – гармошки на свадьбах вымерли ещё лет 20 назад. Но вот что интересно – гармошки то вымерли, а ноги помнят! Случилось как-то в конце лета мне сопровождать одну серьёзную группу товарищей в поездке по современным колхозам. В одном южном селе мы спешились по оказии и, проходя мимо некого нехилого домишки, попали в свадебную плясовую круговерть (еле удержался, чтобы не написать «раритетную», поскольку подвыпивший нарядный народ высыпал прямо на улицу в сопровождении пары гармонистов, что выглядело как сцена из какого-нибудь давнишнего  советского фильма).
Гармонисты наяривали что-то зажигательное в ритмах «мотани», узнаваемой не умом, а телом – где-то на генетическом уровне. И пока основная часть нашей небольшой делегации разинув рты глазела на пляшущих селян, усилием воли сдерживая позывы притопнуть, одна наша дама (кандидат наук, между прочим!), забыв о своем статусе и цели нахождения в селе, рванула в пляшущий круг и не только начала лихо отплясывать но и выкрикнула пару частушек. Сначала что-то такое заковыристое про розу не помятую и девчонку не занЯтую, текст я не запомнил, а вот вторая прямо запала в память «У мово у милого голова куриная. Как мороз трахнет – курятиной пахнет!» Так втянулась в водоворот народного гуляния - едва вернули потом её в реальность…
А ведь я ещё помню те времена, когда народ на праздниках и в ресторациях плясал не только под «Ласковый май» и "Модерн Токинг", но и под Кадышеву. Которую потом вытеснила Сердючка. Которая потом стала нон-грата и теперь единого стиля в пьяных танцах нет, как, собственно, и народности.
Есть, конечно, энтузиасты в этой сфере, которые пытаются разжечь пламя тлеющей (и гаснущей) любви к народным песням и пляскам искрами своего творчества. Отец и дочь Девятовы, например, Кубанский казачий хор,  добры молодцы «Баян-Микс» и сотни безвестных подвижников - народных талантов...
Но ТВ их особо не жалует, а концертными выступлениями и случайными выходами на сцену весь народ не охватить…
 

С застольными тоже всё как-то не очень.

Помню, во времена моего детства практически любые посиделки с едой и алкоголем плавно перетекали в домашний концерт. На «разогрев» обычно ставили пластинку с «Барыней-рассыпухой» Мордасовой, потом пели сами.
У отца была гитара, у дядьки гармонь, у женщин – звонкие и проникновенные голоса. Пели «Рябинушку», «Что стоишь, качаясь», «Ой, то не вечер» и даже «По диким степям Забайкалья». В голове крутятся и другие застольные песни того времени – «Разговоры», «Дом у реки», «Подмосковные вечера», «Парней так много холостых» и даже шутошная «Пришел с работы я, друзья»…
Когда я стал взрослым, застолий стало больше, а музыкальных инструментов за столом меньше. Мои ровесницы после пары-тройки рюмок пели «Вот кто-то с горочки спустился», «Ой, цветет калина», «Ой, мороз, мороз», «Ты ж мене пидманула» и «Шумел камыш». В особо продвинутых компаниях пели ещё про «Комсомольскую площадь», «Изгиб гитары желтой» и «Солнышко лесное».
А что за столом поют сейчас? Вопрос открытый... 
Недавно попал на домашний юбилей к одному приятелю. Ели, пили, говорили. В самом конце застолья кто-то робко предложит спеть. Пару раз начинали. Сначала «Ромашки спрятались», потом «А я милого узнаю по походке» и ещё «Ямщик, не гони лошадей». Начинали и бросали – оказалось, что больше одного куплета никто не знает. Вот вам и народные и застольные…

Сегодня на праздниках рулят диджеи, ящик, попса с шансоном, да изредка прорывающиеся к народу отголоски народного искусства в лице каких-нибудь очередных прикольных «бабушек».
Даже «времена караоке» походу проходят. У сегодняшних отдыхающих драть горло самолично нет ни настроения, ни репертуара.
А вопрос поддержки и популяризации русской народной песни и музыки в масштабах государства не то что не входит в число приоритетных, а и вообще не стоит… 

Или я не прав?

Категория: Блог Михаила Бурляша | Просмотров: 301 | Добавил: allania | Теги: песня, плясовая, Русская песня, Застольная, народная | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Валентина  
0
Все верно - мало, ох мало народного искусства на ТВ.
И это большая беда. Теряем себя...

Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Февраль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728
Архив записей
Наш опрос
Наиболее интересная тема для поэтического конкурса
Всего ответов: 75
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0